Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Я хочу видеть особый знак в том, что писатель является однофамильцем того самого Грегора Штрассера, убитого эсэсовцами во время "ночи длинных ножей". Он возражал против расистских пунктов в программе НСДАП, из-за чего и повздорил с Гитлером. Ещё мне приходит на ум пьеса Мисимы "Мой друг Гитлер", где Штрассер искренне предупреждает Рёма о том, куда его заведёт слепое поклонению фюреру. Всё это достаточно символично потому, что книга посвящена эксперименту, проведённому в одной из американских школ в конце 60-х годов. Вопрос, на который должен был дать ответ эксперимент, звучит следующим образом: "Что заставляет народ вычёркивать из памяти собственную историю?".
К чему приводят дисциплина, единство и действие? Три безобидных и даже полезных компонента, соединившись между собой в нужных пропорциях, могут породить нечто убийственное и неконтролируемое - как бытовые химические вещества, смешанные в определённых пропорциях, превращаются во взрывчатку.
Небольшая группа людей проводит эксперимент, который выходит из-под контроля. Что такое "Волна"? Организованное движение, сплотившее обыкновенных американских школьников, уничтожившее школьную иерархию. Перемены в лучшую сторону ощущаются сразу же - унижаемый всеми ученик-омега стал равноправным членом школьной общины, школьная футбольная команда поверила в свои силы, а ученики стали делать домашнее задание.
Как вышло так, что это, в общем, созидательное движение стало разрушать всё вокруг себя? Ответ кроется в стадном чувстве. Сопротивляться ему могут единицы. Каждому приятно чувствовать себя частью команды. "Знамёна в ряд, в шеренгах плотно слитых..." - это отражено в первой строке партийного гимна. Прекрасно, когда люди сплачиваются ради достижения великой цели. Это чувство переживает бригада хирургов, которая спасает жизнь сложному больному, команда строителей, завершающая сложный и ответственный проект, педагогический коллектив, наблюдая, как их воспитанники выходят в жизнь. В этом нет ничего плохого, и автор прямо говорит об этом. В "Волне" было много хорошего. Однако в какой-то момент срабатывает стадный инстинкт и включается позиция "кто не с нами - тот против нас".
"Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали
свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от
своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь. О, вы, конечно, думаете
про себя, что вы просто хотели поразвлечься, что вы могли в любой момент выйти из игры. Но к
чему вы шли? Как далеко вы могли бы зайти?"
К чему приводят дисциплина, единство и действие? Три безобидных и даже полезных компонента, соединившись между собой в нужных пропорциях, могут породить нечто убийственное и неконтролируемое - как бытовые химические вещества, смешанные в определённых пропорциях, превращаются во взрывчатку.
Небольшая группа людей проводит эксперимент, который выходит из-под контроля. Что такое "Волна"? Организованное движение, сплотившее обыкновенных американских школьников, уничтожившее школьную иерархию. Перемены в лучшую сторону ощущаются сразу же - унижаемый всеми ученик-омега стал равноправным членом школьной общины, школьная футбольная команда поверила в свои силы, а ученики стали делать домашнее задание.
Как вышло так, что это, в общем, созидательное движение стало разрушать всё вокруг себя? Ответ кроется в стадном чувстве. Сопротивляться ему могут единицы. Каждому приятно чувствовать себя частью команды. "Знамёна в ряд, в шеренгах плотно слитых..." - это отражено в первой строке партийного гимна. Прекрасно, когда люди сплачиваются ради достижения великой цели. Это чувство переживает бригада хирургов, которая спасает жизнь сложному больному, команда строителей, завершающая сложный и ответственный проект, педагогический коллектив, наблюдая, как их воспитанники выходят в жизнь. В этом нет ничего плохого, и автор прямо говорит об этом. В "Волне" было много хорошего. Однако в какой-то момент срабатывает стадный инстинкт и включается позиция "кто не с нами - тот против нас".
"Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали
свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от
своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь. О, вы, конечно, думаете
про себя, что вы просто хотели поразвлечься, что вы могли в любой момент выйти из игры. Но к
чему вы шли? Как далеко вы могли бы зайти?"