Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
СВЯТОХУЕВО ДЕРЬМИЩЕ, ДА ЭТО ЖЕ ПРОСТО ГЕНИАЛЬНО
Сразу отмечу - поскольку книга основана на реальных событиях, я не могу рассматривать её в отрыве от реальности. Все факты, что я укажу ниже, имело место быть описанными самим Капоте.
Меня всегда привлекала психология и образ мышления разных людей с отклонениями - начиная с Гитлера, которым я всех уже заебал, и заканчивая менее масштабными деятелями, вроде Теда Банди, Чикатило, Сливко, Рональда Дефео и прочих. В один ряд с такими людьми встают Ричард Хикок и Перри Смит. Особый интерес представляет личность Перри - человек, получивший только начальное образование, но при этом начитанный и с очень широким кругозором; писал стихи и, если верить писателю, умел хорошо рисовать. Дик Хикок не был в этом плане выдающейся личностью, однако до определённого времени он хорошо учился и был подающим надежды спортсменом. Что немаловажно, оба этих человека в своё время попали в автокатастрофы, причём почти в одно и то же время - Дик в 1950, Перри в 1952. Последствия были тяжёлыми - оба стали инвалидами и длительное время лежали в больнице. Видимо, именно эти аварии и стали причиной тех нарушений психики, которые не были выявлены судебно-психиатрической экспертизой. Но нарушения эти, безусловно, имели место быть - это заключение сделал сторонний эксперт, врач-психиатр У. Митчелл Джонс, а Труман Капоте привёл его слова в своей книге.
Кроме того, даже такой полный профан в психиатрии, как я, мог сделать вывод о наличии у этих двоих неких повреждений мозга; социальная ситуация развития была неблагополучной только у Перри, Дик же был из семьи "полубедняков", как он сам указал в своей автобиографии, но, несмотря на это, он любил своих родителей и вёл жизнь обычного подростка. Отклонения от нормы у него появились только после автокатастрофы - отец Хикока отмечал, что "перестал узнавать своего мальчика после той аварии". Сам Дик очень стеснялся своего сексуального влечения к несовершеннолетним девочкам, написав перед судом в своей автобиографии: "Я знаю, что это неправильно. Но в то же время я никогда не задумывался над тем, правильно это или нет. И с воровством то же самое. Это вроде как толчок". Однако антисоциальные наклонности Хикок проявил примерно за год до аварии, в 1949 году, когда ограбил аптеку.
Если Ричард ничем, кроме своих педофильских наклонностей, не примечателен, то фигура Перри Смита на его фоне представляет больший интерес своей неоднозначностью. Не лишённый таланта и, как позднее оказалось, милосердия, человек, подверженный припадкам некоей отстранённой ярости, в которой был способен на любые крайности. Известно, что его напарник изрядно опасался таких наклонностей Перри. Дик Хикок собирался изнасиловать Нэнси Клаттер, но отказался от своих намерений, когда Перри прямо заявил ему, что презирает людей, неспособных контролировать свои сексуальные желания, и может "разбушеваться". Причины этой ярости кроются в том, что сам Перри был глубоко неуверенным в себе человеком - например, он любил исправлять ошибки в речи других, но не терпел, когда кто-то поправлял его. Этот комплекс неполноценности берёт корни ещё с тех времён, когда Смит, страдая энурезом, жил в сиротском приюте. Директриса приюта избивала и издевалась над мальчиком, когда ему случалось обмочить постель. В автобиографии Перри напишет: "Директорша дома меня жестоко избивала, обзывала и позорила перед всеми мальчиками... Позже ее сняли с работы. Но мое мнение о ней от этого не изменилось, и не исчезло желание добраться до нее и всех, кто надо мной насмехался".
Неоднозначность этого человека заключалась в том, что он одновременно жаждал человеческой любви и отвергал её. Да и в состоянии покоя он не был патологическим садистом - наоборот, он старался успокоить членов семьи Клаттеров, уже зная, какая судьба им уготована. После ареста его навестил в камере его сослуживец, Дональд Калливен. Что поразило лично меня, так это то, как Смит общался с Калливеном. Калливен был единственным человеком, который твёрдо назвал Перри своим другом, и уже не отказывался от этих слов. Когда набожный Калливен пытался склонить Перри к покаянию и молитвам, он ответил ему: "Черт тебя побери, Дон, не заставляй меня лицемерить. Я могу тебе наплести и про то, как я раскаиваюсь, и про то, что единственное, чего я теперь жажду, это ползать на коленях и молиться. Я всего этого не понимаю. Не могу я в одночасье прозреть и признать то, что я всю жизнь отвергал. Право же, ты для меня сделал больше любого Бога. И больше, чем Он сделает. Ты написал мне, ты подписался «друг». А ведь у меня никогда не было друзей". Заслуживает внимания и тот факт, что Перри любил животных - возможно даже, что от животных он и получал ту бескорыстную и искреннюю любовь, которой ему так не хватало на протяжении жизни. Даже детектив, расследовавший это дело, отмечал, что Перри Смит не вызывает у него ровно никакой враждебности. Сам Труман Капоте сдружился именно с Перри, а не с Диком. Что же касается лично моего впечатления, то из этой парочки моё сочувствие заслужил именно Перри, как жертва обстоятельств. Если говорить начистоту, ему просто не повезло с родителями, что повлекло за собой озлобленность на людей и параноидальную недоверчивость по отношению к ним.
Подводя итог этому посту, я хотел сказать ещё пару слов насчёт смертной казни, но тут во мне намертво схлестнулись гуманизм и рационализм. С одной стороны, даже самое могущественное государство может разориться к чёртовой матери на пожизненном содержании всех преступников, заслуживающих смертной казни. С другой же стороны, если затруднить себя и разобраться в причинах происшедшего, то откроется бескрайнее непаханное поле для всевозможных исследований разума человека с девиантным поведением. Как бы там ни было, но Капоте приводит интересную реплику одного из школьников, которого спросили, как следует наказать преступников. Мальчик ответил, что самым страшным наказанием для них будет сидеть в одной камере и смотреть друг на друга. Извините, на этом у меня всё.
P. S. Может, кто-то спросит: "ОК, чувак, а что в книге гениального? Ты же рассказал, блядь, биографию преступников, а не дал оценку книге". Книга хороша следующим:
- без смакования не самых приятных подробностей преступления, чётко очерчена картина происшедшего;
- психология Дика и Перри показана без прикрас и преувеличений, в то же время, видно, что автор не делает им никаких поблажек;
- Капоте вообще воздержался давать какую-либо оценку действиям убийц и даже не упоминал о факте своего общения с Перри и Диком.
Сразу отмечу - поскольку книга основана на реальных событиях, я не могу рассматривать её в отрыве от реальности. Все факты, что я укажу ниже, имело место быть описанными самим Капоте.
Меня всегда привлекала психология и образ мышления разных людей с отклонениями - начиная с Гитлера, которым я всех уже заебал, и заканчивая менее масштабными деятелями, вроде Теда Банди, Чикатило, Сливко, Рональда Дефео и прочих. В один ряд с такими людьми встают Ричард Хикок и Перри Смит. Особый интерес представляет личность Перри - человек, получивший только начальное образование, но при этом начитанный и с очень широким кругозором; писал стихи и, если верить писателю, умел хорошо рисовать. Дик Хикок не был в этом плане выдающейся личностью, однако до определённого времени он хорошо учился и был подающим надежды спортсменом. Что немаловажно, оба этих человека в своё время попали в автокатастрофы, причём почти в одно и то же время - Дик в 1950, Перри в 1952. Последствия были тяжёлыми - оба стали инвалидами и длительное время лежали в больнице. Видимо, именно эти аварии и стали причиной тех нарушений психики, которые не были выявлены судебно-психиатрической экспертизой. Но нарушения эти, безусловно, имели место быть - это заключение сделал сторонний эксперт, врач-психиатр У. Митчелл Джонс, а Труман Капоте привёл его слова в своей книге.
Кроме того, даже такой полный профан в психиатрии, как я, мог сделать вывод о наличии у этих двоих неких повреждений мозга; социальная ситуация развития была неблагополучной только у Перри, Дик же был из семьи "полубедняков", как он сам указал в своей автобиографии, но, несмотря на это, он любил своих родителей и вёл жизнь обычного подростка. Отклонения от нормы у него появились только после автокатастрофы - отец Хикока отмечал, что "перестал узнавать своего мальчика после той аварии". Сам Дик очень стеснялся своего сексуального влечения к несовершеннолетним девочкам, написав перед судом в своей автобиографии: "Я знаю, что это неправильно. Но в то же время я никогда не задумывался над тем, правильно это или нет. И с воровством то же самое. Это вроде как толчок". Однако антисоциальные наклонности Хикок проявил примерно за год до аварии, в 1949 году, когда ограбил аптеку.
Если Ричард ничем, кроме своих педофильских наклонностей, не примечателен, то фигура Перри Смита на его фоне представляет больший интерес своей неоднозначностью. Не лишённый таланта и, как позднее оказалось, милосердия, человек, подверженный припадкам некоей отстранённой ярости, в которой был способен на любые крайности. Известно, что его напарник изрядно опасался таких наклонностей Перри. Дик Хикок собирался изнасиловать Нэнси Клаттер, но отказался от своих намерений, когда Перри прямо заявил ему, что презирает людей, неспособных контролировать свои сексуальные желания, и может "разбушеваться". Причины этой ярости кроются в том, что сам Перри был глубоко неуверенным в себе человеком - например, он любил исправлять ошибки в речи других, но не терпел, когда кто-то поправлял его. Этот комплекс неполноценности берёт корни ещё с тех времён, когда Смит, страдая энурезом, жил в сиротском приюте. Директриса приюта избивала и издевалась над мальчиком, когда ему случалось обмочить постель. В автобиографии Перри напишет: "Директорша дома меня жестоко избивала, обзывала и позорила перед всеми мальчиками... Позже ее сняли с работы. Но мое мнение о ней от этого не изменилось, и не исчезло желание добраться до нее и всех, кто надо мной насмехался".
Неоднозначность этого человека заключалась в том, что он одновременно жаждал человеческой любви и отвергал её. Да и в состоянии покоя он не был патологическим садистом - наоборот, он старался успокоить членов семьи Клаттеров, уже зная, какая судьба им уготована. После ареста его навестил в камере его сослуживец, Дональд Калливен. Что поразило лично меня, так это то, как Смит общался с Калливеном. Калливен был единственным человеком, который твёрдо назвал Перри своим другом, и уже не отказывался от этих слов. Когда набожный Калливен пытался склонить Перри к покаянию и молитвам, он ответил ему: "Черт тебя побери, Дон, не заставляй меня лицемерить. Я могу тебе наплести и про то, как я раскаиваюсь, и про то, что единственное, чего я теперь жажду, это ползать на коленях и молиться. Я всего этого не понимаю. Не могу я в одночасье прозреть и признать то, что я всю жизнь отвергал. Право же, ты для меня сделал больше любого Бога. И больше, чем Он сделает. Ты написал мне, ты подписался «друг». А ведь у меня никогда не было друзей". Заслуживает внимания и тот факт, что Перри любил животных - возможно даже, что от животных он и получал ту бескорыстную и искреннюю любовь, которой ему так не хватало на протяжении жизни. Даже детектив, расследовавший это дело, отмечал, что Перри Смит не вызывает у него ровно никакой враждебности. Сам Труман Капоте сдружился именно с Перри, а не с Диком. Что же касается лично моего впечатления, то из этой парочки моё сочувствие заслужил именно Перри, как жертва обстоятельств. Если говорить начистоту, ему просто не повезло с родителями, что повлекло за собой озлобленность на людей и параноидальную недоверчивость по отношению к ним.
Подводя итог этому посту, я хотел сказать ещё пару слов насчёт смертной казни, но тут во мне намертво схлестнулись гуманизм и рационализм. С одной стороны, даже самое могущественное государство может разориться к чёртовой матери на пожизненном содержании всех преступников, заслуживающих смертной казни. С другой же стороны, если затруднить себя и разобраться в причинах происшедшего, то откроется бескрайнее непаханное поле для всевозможных исследований разума человека с девиантным поведением. Как бы там ни было, но Капоте приводит интересную реплику одного из школьников, которого спросили, как следует наказать преступников. Мальчик ответил, что самым страшным наказанием для них будет сидеть в одной камере и смотреть друг на друга. Извините, на этом у меня всё.
P. S. Может, кто-то спросит: "ОК, чувак, а что в книге гениального? Ты же рассказал, блядь, биографию преступников, а не дал оценку книге". Книга хороша следующим:
- без смакования не самых приятных подробностей преступления, чётко очерчена картина происшедшего;
- психология Дика и Перри показана без прикрас и преувеличений, в то же время, видно, что автор не делает им никаких поблажек;
- Капоте вообще воздержался давать какую-либо оценку действиям убийц и даже не упоминал о факте своего общения с Перри и Диком.