Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Начать, наверное, надо с того, что я очень люблю различные антиутопии. Люблю, и считаю, что неплохо разбираюсь в этом жанре. Начиная с Замятина, заканчивая игрой "Papers, Please". Поэтому Beholder, как только я увидел на неё обзор, сразу привлекла моё внимание. Это одна из многих антиутопий, симулятор управдома в тоталитарном государстве, где стучат все и на всех. Наша задача - писать доносы и характеристики на людей, проживающих во вверенном нам доме. Предыдущий управдом проявил преступную мягкотелость в борьбе с врагами отечества, поэтому стражи порядка провели с ним разъяснительную беседу при помощи утюга и паяльника резиновых массажёров, и увезли в воспитательное учреждение закрытого типа. И вот наш протагонист, Карл Штейн (не удивляйтесь, в этой игре почему-то почти все имена еврейские), заселяется в дом вместе со своей семьёй - женой и двумя детьми. Собственно, здесь и начинается игровой процесс.
Вкратце - суть игры сводится к тому, что вот у нас есть квартиры, которые можно сдавать разным людям, и вот у нас есть жильцы, которые живут своей жизнью. Они куда-то ездят по утрам, возвращаются по вечерам, ходят на кухню ужинать, заходят в прачечную, общаются с другими персонажами на различные темы, ссорятся и так далее. И за ними можно (и нужно) подсматривать. Можно через замочную скважину, а можно натыкать в из квартирах камер. Если персонаж делает некие рутинные штуки, то над его головой загорается чёрно-белый пузырёк с изображением, например, с тарелкой супа. Если происходит что-то не запрещённое, но потенциально интересное для дорогого отечества, то пузырёк становится зелёного цвета. В таком случае на него можно нажать, собрав данные о жильце, и написать на него характеристику в Министерство Любви. А вот если пузырь становится красным, значит, Большой Брат не одобрит занятия нашего постояльца - например, если он варит наркоту или, что ещё хуже, оскорбляет чувства верующих в своём бложике. Тогда на такого персонажа можно накатать кляузу, за ним приедет пативэн и тут же заберёт нацпредателя в места не столь отдалённые. А ещё человека можно шантажировать и вымогать деньги в обмен на молчание. А ещё можно сначала слупить денег с нарушителя, а потом всё равно настучать на него, и получить награду от государства за высокий уровень гражданской сознательности.
Также квартиры можно обыскивать, когда в них нет постояльцев. Там можно находить разные штуки, запрещённые и не очень, и также поступать на своё усмотрение - либо шантаж, либо донос, либо шантаж+донос. Можно ещё штуки воровать, но тогда пативэн приедет уже за вами! И от полицейского придётся отмазываться двумя способами - или возмущённо качать права (что будет стоить очков авторитета, которые, прямо скажем, валюта не особо ценная), или откупаться деньгами, которые в этой игре вообще всё. Да, здесь есть две валюты. Очки авторитета - это очки, которые даются нам за решение проблем жильцов или за доносы, и тратятся только на покупку камер. А так как камеры стоят не очень дорого, а очки авторитета копятся быстро, можно смело козырять своими заслугами перед каждым встречным и поперечным, кто решит залупиться на честь нашего мундира. А вот с деньгами может возникнуть проблема. Потому что деньги требуются вообще на всё. Причём чем дальше, тем большие суммы требуются - начиная от 15000 в первой трети игры, заканчивая парой сотен тысяч ближе к концу. Задания, требующие от нас большого количества денег, идут буквально одно за другим, поэтому придётся делать выбор, и часто очень сложный. И это, в принципе, делает игру, и чем-то напоминает механику в This War of Mine, где тоже присутствует обилие сложных выборов. Поэтому угодить всем не получится, и надо приготовиться к неминуемым смертям, арестам и различной хуйне.
А вот что игру не делает, так это то, что задания все повторяются в одном и том же порядке при каждом прохождении, что резко снижает реиграбельность. И даже жильцы, доступные к заселению, появляются в одном и том же порядке. Это весьма огорчает, особенно учитывая то, что у игры есть несколько концовок, и что удивительно, есть даже хорошие! То есть мы можем увидеть все концовки, но на практике, скорее всего, игрок устанет от одних и тех же людей вокруг протагониста, и от приевшихся сюжетных веток. Тем более, что уже при втором прохождении я начал примерно понимать, какой поступок в игре мне безнаказанно сойдёт с рук, а за что и по голове можно получить. То есть интерес исследовать и выбирать резко снижается, так как мы уже понимаем, как работают игровые механизмы. От этого понимания игра как-то резко теряет часть своего очарования - и от этого становится досадно. Причём даже не от того, что игра теряет часть очарования, а от того, что это происходит так быстро.
Также спорным моментом является механика запретов в этой игре. У правительства в игре включен режим взбесившегося принтера, так что они ежедневно плодят абсурдные директивы и запреты. И если поначалу всё вроде как выглядит логично, типа запрета на укрывательство преступников и запрета на производство наркотиков, то чуть дальше игру начинает местами заносить. Например, запрет на синие галстуки, или на лампочки накаливания. Несмотря на то, что в игре есть газеты, которые нам приходят, нам не пытаются объяснить, что же вызвало все эти абсурдные запреты. С одной стороны, это показывает абсурдность законопроектов в некоторых государствах (а уж авторы этой игры, живущие в России, как и мы с вами, многое знают об абсурдных запретах). Но с другой стороны - мне кажется, это слишком гротескно и преувеличенно. Игра не пытается подвести под это хоть какой-то, пусть даже наполовину комический, обоснуй, вроде "резиновые уточки запрещены, потому что противоречат нашим исконным ценностям, являясь инструментом развращения наших детей". Нет, уточек просто запрещают в один день, и всё. И опять-таки, вроде как простор для фантазии, а вроде и лень сценаристов. Вот запрет иностранных продуктов мы можем понять, потому что уже столкнулись с ним, а запрет уточек и галстуков - нет. Впрочем, надеюсь, что и не поймём никогда.
В целом, несмотря на спорные и/или негативные моменты, игра всё-таки является хорошей. Одним из выдающихся достижений лично я считаю уже то, что это одна из немногих игр от российских разработчиков, которая не является дерьмищем, ибо, как мы знаем, на постсоветских просторах игры умеют делать только Айс-Пик Лодж, которые Мор (Утопию), Тургор, и вот это всё сделали. Все остальные страны СНГ в вопросах геймдева находятся где-то на уровне Монголии или Занзибара - увы, но такова суровая правда. Кроме того, игра делает реверансы в сторону других антиутопий - например, той же Papers, Please (один из квестов в Beholder так и называется - "Бумаги, пожалуйста"), что также является дополнительным плюсом для меня. Про отсылки в сторону российских и советских реалий говорить не приходится, так как об этом говорят декреты о запрете иностранных продуктов и названия бомб - НКВД, МГБ и ГУГБ. В игру определённо стоит поиграть хотя бы один раз, потому что это тот индюк, мимо которого нельзя пройти просто так - хотя бы в силу его неоднозначности.

Вкратце - суть игры сводится к тому, что вот у нас есть квартиры, которые можно сдавать разным людям, и вот у нас есть жильцы, которые живут своей жизнью. Они куда-то ездят по утрам, возвращаются по вечерам, ходят на кухню ужинать, заходят в прачечную, общаются с другими персонажами на различные темы, ссорятся и так далее. И за ними можно (и нужно) подсматривать. Можно через замочную скважину, а можно натыкать в из квартирах камер. Если персонаж делает некие рутинные штуки, то над его головой загорается чёрно-белый пузырёк с изображением, например, с тарелкой супа. Если происходит что-то не запрещённое, но потенциально интересное для дорогого отечества, то пузырёк становится зелёного цвета. В таком случае на него можно нажать, собрав данные о жильце, и написать на него характеристику в Министерство Любви. А вот если пузырь становится красным, значит, Большой Брат не одобрит занятия нашего постояльца - например, если он варит наркоту или, что ещё хуже, оскорбляет чувства верующих в своём бложике. Тогда на такого персонажа можно накатать кляузу, за ним приедет пативэн и тут же заберёт нацпредателя в места не столь отдалённые. А ещё человека можно шантажировать и вымогать деньги в обмен на молчание. А ещё можно сначала слупить денег с нарушителя, а потом всё равно настучать на него, и получить награду от государства за высокий уровень гражданской сознательности.
Также квартиры можно обыскивать, когда в них нет постояльцев. Там можно находить разные штуки, запрещённые и не очень, и также поступать на своё усмотрение - либо шантаж, либо донос, либо шантаж+донос. Можно ещё штуки воровать, но тогда пативэн приедет уже за вами! И от полицейского придётся отмазываться двумя способами - или возмущённо качать права (что будет стоить очков авторитета, которые, прямо скажем, валюта не особо ценная), или откупаться деньгами, которые в этой игре вообще всё. Да, здесь есть две валюты. Очки авторитета - это очки, которые даются нам за решение проблем жильцов или за доносы, и тратятся только на покупку камер. А так как камеры стоят не очень дорого, а очки авторитета копятся быстро, можно смело козырять своими заслугами перед каждым встречным и поперечным, кто решит залупиться на честь нашего мундира. А вот с деньгами может возникнуть проблема. Потому что деньги требуются вообще на всё. Причём чем дальше, тем большие суммы требуются - начиная от 15000 в первой трети игры, заканчивая парой сотен тысяч ближе к концу. Задания, требующие от нас большого количества денег, идут буквально одно за другим, поэтому придётся делать выбор, и часто очень сложный. И это, в принципе, делает игру, и чем-то напоминает механику в This War of Mine, где тоже присутствует обилие сложных выборов. Поэтому угодить всем не получится, и надо приготовиться к неминуемым смертям, арестам и различной хуйне.
А вот что игру не делает, так это то, что задания все повторяются в одном и том же порядке при каждом прохождении, что резко снижает реиграбельность. И даже жильцы, доступные к заселению, появляются в одном и том же порядке. Это весьма огорчает, особенно учитывая то, что у игры есть несколько концовок, и что удивительно, есть даже хорошие! То есть мы можем увидеть все концовки, но на практике, скорее всего, игрок устанет от одних и тех же людей вокруг протагониста, и от приевшихся сюжетных веток. Тем более, что уже при втором прохождении я начал примерно понимать, какой поступок в игре мне безнаказанно сойдёт с рук, а за что и по голове можно получить. То есть интерес исследовать и выбирать резко снижается, так как мы уже понимаем, как работают игровые механизмы. От этого понимания игра как-то резко теряет часть своего очарования - и от этого становится досадно. Причём даже не от того, что игра теряет часть очарования, а от того, что это происходит так быстро.
Также спорным моментом является механика запретов в этой игре. У правительства в игре включен режим взбесившегося принтера, так что они ежедневно плодят абсурдные директивы и запреты. И если поначалу всё вроде как выглядит логично, типа запрета на укрывательство преступников и запрета на производство наркотиков, то чуть дальше игру начинает местами заносить. Например, запрет на синие галстуки, или на лампочки накаливания. Несмотря на то, что в игре есть газеты, которые нам приходят, нам не пытаются объяснить, что же вызвало все эти абсурдные запреты. С одной стороны, это показывает абсурдность законопроектов в некоторых государствах (а уж авторы этой игры, живущие в России, как и мы с вами, многое знают об абсурдных запретах). Но с другой стороны - мне кажется, это слишком гротескно и преувеличенно. Игра не пытается подвести под это хоть какой-то, пусть даже наполовину комический, обоснуй, вроде "резиновые уточки запрещены, потому что противоречат нашим исконным ценностям, являясь инструментом развращения наших детей". Нет, уточек просто запрещают в один день, и всё. И опять-таки, вроде как простор для фантазии, а вроде и лень сценаристов. Вот запрет иностранных продуктов мы можем понять, потому что уже столкнулись с ним, а запрет уточек и галстуков - нет. Впрочем, надеюсь, что и не поймём никогда.
В целом, несмотря на спорные и/или негативные моменты, игра всё-таки является хорошей. Одним из выдающихся достижений лично я считаю уже то, что это одна из немногих игр от российских разработчиков, которая не является дерьмищем, ибо, как мы знаем, на постсоветских просторах игры умеют делать только Айс-Пик Лодж, которые Мор (Утопию), Тургор, и вот это всё сделали. Все остальные страны СНГ в вопросах геймдева находятся где-то на уровне Монголии или Занзибара - увы, но такова суровая правда. Кроме того, игра делает реверансы в сторону других антиутопий - например, той же Papers, Please (один из квестов в Beholder так и называется - "Бумаги, пожалуйста"), что также является дополнительным плюсом для меня. Про отсылки в сторону российских и советских реалий говорить не приходится, так как об этом говорят декреты о запрете иностранных продуктов и названия бомб - НКВД, МГБ и ГУГБ. В игру определённо стоит поиграть хотя бы один раз, потому что это тот индюк, мимо которого нельзя пройти просто так - хотя бы в силу его неоднозначности.



