Итак, в рамках проведения Дней науки, когда свои двери для всех желающих открывают многие НИИ и музеи при университетах (причём, заметьте, совершенно бесплатно), я и решил посетить некоторые, наиболее заинтересовавшие меня, предприятия. Сегодня таковыми были Геологический и Зоологический музеи при Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко.
Геологический музейНаходится в здании геологического факультета КНУ. Мы пошли на первую экскурсию, и очень удивились, увидев пустые коридоры. Впрочем, стоило нам найти собственно музей, как люди внезапно появились - они как будто материализовались из воздуха вокруг нас; мамаши с детьми, которые всем мешали, парочка женщин непонятного возраста, потом, очевидно, аспирант геофака - хипстоватый парень с акцентом уроженца Западной Украины, выполнявший обязанности фотографа, ну и, собственно, я с товарищами. Собственно, людей студенческого возраста в музее было только четверо.
Нашим экскурсоводом был сам директор музея Виктор Нестеровский, профессор кафедры геологии нефти и газа. Начал свой рассказ он не слишком удачно и интересно - много запинался, мычал и говорил совсем уж очевидные вещи. Впрочем, потом он как-то больше разговорился, начал говорить быстрее и эмоциональнее - очевидно, перейдя к тем темам, которые знает и любит. Впрочем, рассказывал он хотя и интересно (лично мне было интересно), но особого энтузиазма на лицах остальных экскурсантов я не заметил. Хотя многие экспонаты музея поистине удивительны - взять, например, разрез камня, во внутренней полости которого образовались десятки аметистов. Ну или скелет мамонта, который почти идеально сохранился. Ничего сверхъестественного, но интересно и круто.
Сам музей
Импактиты - то есть особые горные породы, которые образовались в результате соударения крупных метеоритов с поверхностью Земли.
Мамонт. Найден он на территории Киева, более того - недалеко от того места, где сейчас находится геофак. Мамонту этому было где-то 20-25 лет (продолжительность жизни мамонтов была примерно как у людей), шёл он куда-то по своим делам, но утонул в болоте. Законсервировался там, а потом, когда болото начало исчезать, органические вещества постепенно были вытеснены минеральными и мамонт сей вполне успешно окаменел.
Окаменелые раковины аммонитов. На первом фото - моллюск, на раковину которого показывает указка, был до одного метра в диаметре и весил около 70 килограммов. Такие вот милые зверушки жили триста миллионов лет назад на том месте, где сейчас стоит Киев - раньше там было огромное море, где обитали громадные зубастые киты.
Череп шерстистого носорога - похоже, это был весьма молодой носорог.
Различные окаменелости. На первых двух фото - морские ежи, последние три - головоногие моллюски. На последнем фото внизу справа - раковина современного моллюска наутилуса.
Челюсти современной акулы (слева) и зубы всяких морских тварей, обитавших в море на месте Киева.
Стенд, посвящённый образования жемчуга - речной жемчуг и раковины моллюсков, в которых он может образоваться (мидии, устрицы и прочие двустворчатые моллюски). Жемчужина появляется тогда, когда между створок раковины попадает песчинка, например, или другой инородный предмет. Моллюск начинает обволакивать чужеродное тело перламутром - и со временем получается драгоценный камень.
Окаменевшая древняя рыба
Ни один мастер такого не сделает, на такое способна только природа. Когда-то это была раковина древнего моллюска аммонита - и когда аммонит погиб и окаменел, то минерал его раковины с течением времени был замещён другим минералом, пиритом или арагонитом, как в данном случае. Обратите внимание на внутреннее строение раковин - камеры видны очень чётко. С помощью этих камер аммониты регулировали глубину своего погружения.
То, о чём я рассказывал ранее - внутри полого куска породы начали образовываться кристаллы аметиста. Изначально там была некая жидкость, наличие которой и послужило катализатором для появления кристаллов.
Если присмотреться, то в породе можно рассмотреть вкрапления золотых песчинок.
Гигантские кристаллы кварца и горного хрусталя; на третьем фото - голубой топаз.
Вот это - обычный кремень. И нет, с ним ничего не делали, таким его в природе и нашли.
Асбест. На втором фото особенно хорошо видны асбестовые волокна, из которых потом и изготовляют огнеупорную одежду для пожарных.
Фосфориты. Эта порода часто образуется почти идеально круглой формы (как на фото), за что в древности круглые камни использовали в качестве снарядов для пушек.
Всего лишь гипс - в том виде, в котором он встречается в природе.
Зоологический музейНаходится он уже в Красном корпусе университета, то бишь в центральном. На сей раз экскурсию нам проводила студентка, которая часто запиналась и спотыкалась в словах - или устала (так как это была уже последняя экскурсия), или переживала. Сначала она рассказала нам об истории КНУ вообще (раньше, при Николае I, он был Университетом Святого Владимира, а имя Шевченко он получил аж в 1939 году), об истории домов вокруг него и парка напротив (парк Шевченко, кстати, был открыт при содействии императора Бразилии дона Педру ІІ). Общественный туалет, работающий в парке поныне, был первым общественным туалетом в Киеве, а во время горбачёвского "сухого закона" студенты тайком ходили туда праздновать дни рождения и сдачу сессий. Много знаменитых людей учились и работали в этих стенах - в том числе и Михаил Грушевский, глава Центральной Рады Украинской Народной Республики, и Михаил Драгоманов, дядя украинской поэтессы Леси Украинки, выдающийся переводчик, историк и философ, и Николай Лысенко, украинский композитор и дирижёр.
В самом музее мне уже когда-то приходилось бывать - и он до боли напоминает Музей естественной истории НАН Украины. Впрочем, мне кажется, все зоологические музеи похожи друг на друга. Жаль, что у меня сегодня сели батарейки в фотоаппарате, и фотографии делал мой друг, поэтому качество будет не самым лучшим.
Фото из музея
Осьминог
Медузы
Белогорлая (она же - красноклювая) альциона. Относится эта птичка к зимородкам, однако не так сильно привязана к воде - она может гнездиться в пальмовых рощах, парках и даже иногда на лесных полянах.
Анаконда, шпоровая черепаха и крокодилы.
Новозеландская птичка киви - крайне редкая, бескрылая и с перьями, которые больше напоминают шерсть животного. Что удивительно, у этой крошечной птахи участок гнездовья может занимать от 2 до 100 гектаров, и они, защищая свою территорию, сражаются с другими киви до смерти.
Мечехвост. Несмотря на страшноватый внешний вид, на самом деле это безобиднейшие создания, которые питаются донными беспозвоночными - всякими там моллюсками и прочей живностью. Кстати, возраст мечехвостов - 440 миллионов лет, так что это ещё одно своего рода живое ископаемое, вроде новозеландской ящерицы гаттерии.
Рыба-ёж, она же - рыба-шар. Раздувается в момент опасности, что весьма опасно для несторожного купальщика, так как её кожа и внутренности ядовиты.