А сегодня я был на демонстрациях в Институте физиологии имени Богомольца и в Институте молекулярной биологии и генетики. Молодые научные сотрудники показывали и рассказывали множество всяких интересных вещей.
Кстати, тот хипстоватый парень-западенец, который был фотографом в Геологическом музее, оказался младшим научным сотрудником Института физиологии. Нам показывали сердце крысы - как оно сокращается под воздействием разных веществ, например, адреналина. Его можно было даже пощупать и ощутить частоту сокращений.
Видео: сердце крысы сокращается под воздействием адреналина
Можно было сесть за специальную машину и изготовить срез мозга крысы, чтобы потом рассмотреть его под микроскопом и увидеть кору головного мозга, гипоталамус, гипофиз и прочие структуры. В микроскоп же можно было рассмотреть клетки сердца и мозга, подкрашенные фиолетовым и красным пигментами.
Каждому желающему замеряли порог тактильной и болевой чувствительности - что любопытно, по результатам эксперимента у мальчиков порог чувствительности оказался почти в два раза выше, чем у девочек. Эти замеры служат для того, чтобы заблаговременно определить наличие патологий, связанные с парестезией (появлением неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей), гипестезией (ослаблением ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые) или гиперестезией (усилении ощущений, слишком повышенной чувствительности, когда лёгкое касание может даже причинить боль).
Возле стенда Института зоологии имени Шмальгаузена я застрял надолго. Во-первых, зоология вообще (и орнитология в частности) является большой любовью моей юности. Однако поскольку судьба сложилась так, что я был вынужден поступить на дефектологический факультет, уровень знаний по зоологии так и остался у меня на весьма посредственном уровне. Во-вторых, девушку-рассказчицу (она справа на первом фото) было просто приятно слушать, хоть и рассказывала она одно и то же разным посетителям - зато она говорила эмоционально, с энтузиазмом, улыбкой и шутками, и ещё она очень мило картавила :3 В микроскоп можно было рассмотреть структуру перьев разных птиц, а также погладить чучела пингвина и фазана и посмотреть на перья разных типов - декоративные перья большой белой цапли, которые служат для привлечения самок, маховые перья лебедя (служат для полёта) и пуховые перья эму (выполняют функцию теплоизоляции).
читать дальше
Ещё можно было рассмотреть под микроскопом различные грибы, вроде плесени, и посмотреть, какие болезни бывают у каштана.
Кроме того, нас знакомили с милейшей белой мышкой, которая светилась в темноте - ей в ДНК вставили ген медузы, который отвечает за флуоресценцию.
Послушав лекцию о том, как рыбы-вселенцы влияют на экосистемы, я едва-едва вытащил себя из Института физиологии (хотя следующая лекция о летучих мышах обещала быть не менее интересной) и поехал на другой конец города, в глушь - в Институт молекулярной биологии и генетики. Людей здесь было на порядок больше, чем на всех предыдущих мероприятиях - в том числе, огромное количество детей. Под словом "дети" я подразумеваю не средний школьный возраст (этих было особенно дохуя, аж два класса), а совсем маленьких детей, которые ещё с трудом ходили и говорили. Я не понимаю, за каким хером их было туда тащить - им явно до пизды были все эти микроскопы и грибы, а слова вроде "нижняя полая вена" и "гипоталамус" были понятны даже не каждому взрослому. Дети только мешались под ногами, кричали, пищали, мешали слушать и создавали всеобщий хаос и неразбериху.
Всевозможные бактерии (в том числе кишечная палочка, молочнокислые бактерии и дрожжи) - их тоже можно было рассмотреть в микроскоп.
В одном из углов химичили биохимики - путём смешивания различных химических реактивов и белков они делали для всех желающих разноцветные жидкости в пластмассовых бутылочках. Урвал и я себе на память такой артефакт - мне досталась жидкость сине-фиолетового цвета. На вопрос "А что это за вещество получилось?", парень-химик ухмыльнулся и ответил: "Я не знаю, но лучше это не пить".
За одним из столом можно было рассмотреть в микроскоп срез ткани желудка и клетки крови.
Но приз зрительских симпатий сегодня вечером однозначно принадлежал химикам. Два парня внешне представляли собой полную противоположность - один в рубашке под чистым парадным халатом; другой же в защитных очках и в халате, который явно носит на себе следы десятков или даже сотен не слишком удачных химических опытов. Тем не менее, оба демонстратора отлично дополняли друг друга, шутили со зрителями, показывали всяческие интересные опыты, и вообще, были душой компании и фаворитами публики (особенно детей). Часам к четырём вечера почти все скучковались вокруг стола, где химики продолжали показывать всякие удивительные штуки.
Особенно мне запомнился опыт, в котором что-то у ребят пошло не так, как планировалось, и весь вестибюль института заполнился едким белым дымом, от которого все моментально начали кашлять. На чей-то вопрос, не вредно ли это, один из химиков, смеясь и кашляя, показал пальцами: мол, чуть-чуть вредно.
Начало неудачного эксперимента - сначала эта ерунда горела, потом рванула и в вестибюле случился маленький Ипр.
Видео эксперимента, 2 ролика
Эксперимент "Семь цветов радуги": смешиваем разные реактивы - и вуаля!
Видео эксперимента, 2 ролика
Всем - и детям, и взрослым - ужасно понравился эксперимент, в котором на голую ладонь насыпался белый порошок, поджигался и сгорал моментально, образовав небольшой огненный гриб, похожий на ядерный. На вопрос "Что это за порошок?", химики хитро улыбались и отвечали, что секрет фирмы.
Под занавес нам показали ещё парочку интересных опытов - например, как изменяется цвет пламени в зависимости от сгораемого вещества; и как в нагретой смеси двух реактивов выпадают золотые блёстки.
В целом, что можно сказать про Дни науки? Это классно. Если бы такое устраивали хотя бы каждый год, и длились они дольше двух дней - было бы вообще замечательно. И совсем заебись было бы, если бы мероприятия не перекрывались друг другом - например, сегодня мне хотелось послушать сразу две лекции, но пришлось выбирать одну, ибо они шли с интервалом в пол-часа в разных концах города. Такие поездки и спешка здорово выматывают.