Этим постом начинаю цикл этнографических публикаций об украинских традиционных праздниках и обрядах. Заодно посты представляют собой несколько сокращённый перевод двухтомника Василия Скуративського "Святвечер".

И язычниками, и христианами считается, что именно в эти дни Бог создал Землю и заселил её растениями. До прихода христианства Зелёная неделя отмечалась на протяжении шести дней - три дня перед Троицей, и три для после неё. Однако в христианской традиции священными считаются только три дня, отсюда и название - "Троица". Вообще же в разных регионах Украины бытовали разные версии происхождения этого праздника. По одной из версий, Христос, Пётр и Павел, идя по дороге, присели под кроной дерева, отсюда и трёхдневный праздник; по другой же версии - въезжая в Иерусалим на осле, Иисус поехал не дорогой, которую богачи устлали коврами, а дорогой, которую бедняки устлали пальмовыми листьями. Отсюда и берёт начало обычай на Зелёные праздники устилать в доме пол зеленью растений.

Чаще всего Зелёные праздники начинались в пятницу, когда женщины шли в лес, чтобы заготовить лекарственные травы. Некоторые угощали этими травами коров, чтобы они давали больше молока. Также в эти дни собирали росу, которая, по поверьям, излечивала от глазных болезней.

В субботу перед Троицей крестьяне рвали материнку (душицу), полынь, чабрец и аир, украшая растениями светлицы. При этом листья аира бросали на пол, а остальные растения раскладывали на подоконниках, скамьях, затыкали за иконы. Вечером в этот же день босиком ("чтобы не высохли деревья") шли в лес и запасались веточками клёна, липы, ясеня или осины. Этими веточками украшали ворота, ограду и крышу дома; осиновые ветки, например, раскладывали в глухих углах двора - по поверью, они отпугивали ведьм. В Карпатах в Зелёную субботу просили прощения у самых старших и самых младших членов семьи.

читать дальше