Здесь я попытаюсь объяснять, что же такое симулятор железной дороги в целом, чем сей жанр игр привлекателен лично для меня и чем конкретно отличается симулятор Trainz Railroad Simulator 2009 от прочих представителей своего семейства.
На самом деле, несмотря на внешнюю специфичность жанры, симуляторов железной дороги существует довольно много - это и Microsoft Train Simulator, и RailWorks, и расово японский Densha de GO!, и не менее японский BVE, и вполне себе украинский ZDSimulator, и польский MaSzyna EU07. Словом, довольно обширный выбор. Однако в прямом смысле этого слова симуляторами являются только украинский и польский продукты. Это реально СИМУЛЯТОРЫ в силу максимальной реалистичности процесса управления локомотивом/поездом. Так, ZDSimulator был разработан неким Вячеславом Усовым - машинистом депо Киев-Пассажирский, и предназначается для обучения машинистов ТЧ-1 Киев-Пасс. управлению локомотивами ЧС4, ЧС4з и ЧС8, которые составляют основу локомотивного парка Юго-Западной железной дороги Укрзализныци. MaSzyna EU07 тоже максимально приближен к реальности, и тоже используется в качестве наглядного обучающего пособия для начинающих польских машинистов. Единственное отличие польского симулятора от его украинского собрата - это то, что в нём не надо постоянно во время рейса искать и устранять различные неисправности. Всё-таки польские локомотивы, видимо, получше и понадёжнее наших, и не ломаются каждые 100 метров, ага. Так что и в этом плане соблюдена полная достоверность. Кроме того, реалистичные симуляторы отличаются ещё одним - не самым высоким уровнем проработанности окружающего мира. Оно и понятно - они не для того создавались, чтобы глядеть в окно на горы, реки и долины.
Просто зацените масштабы - чтобы поехать, надо не просто ткнуть пару кнопочек и тумблеров в кабине, а ещё знать, что и как нажимать на щитах в машинном отделении электровоза. Всё очень сложно. Так вот - это те самые настоящие реалистичные симуляторы-тренажёры, о которых я и говорил выше. Аудитория у них очень маленькая - машинисты их не очень любят (им на работе этой ебанины с головой хватает), а люди, которые хотят именно играть в паровозики и созерцать окружающий мир (как я, например), не желают утруждать верхнюю голову курением узкоспециализированных мануалов и прочего матана. Вот именно для таких интеллектуальных лентяев и существуют аркадные симуляторы.
читать дальше>>>
Боже, благослови создателей аркадных симуляторов! Что бы делали без них люди вроде меня? К данной разновидности можно отнести все оставшиеся симы - и они уже являются играми в полном понимании этого слова. Если в тренажёрах, как я уже говорил, необходимо нихуёво знать устройство локомотива, то в аркадных симуляторах достаточно ткнуть пару кнопок (в особо запущенных случаях - хватит и одной) и ехать до ближайшего тупика. К таким симуляторам и относится семейство Trainz, об одном из представителей которого речь пойдёт ниже.
Но перед тем, как говорить собственно об игре, я хотел бы сказать пару слов о привлекательности данного жанра. Дело в том, что порой я бываю неисправимым романтиком. И для меня уносящиеся вдаль поезда и стук колёс на стыках рельсов являются одними из самых сильных раздражителей. Таковыми раздражителями являются и запах носков в купе, и ароматы незакрытого туалета - но это уже раздражители в плохом смысле х) А вид поездов неизменно рождает в моей душе смутное желание уехать куда-то, в поисках неизвестно чего или неизвестно кого. Такое желание вызывают и все звуки, связанные с железной дорогой - шипение тормозов, запах титана, низкий гудок локомотива, объявления на станции, и так далее. Соответственно, романтические порывы вызывают у меня даже загаженные маслом и соляркой товарные вагоны, не говоря уже о новеньких и чистеньких вагонах скоростных фирменных поездов. Наверное, именно, поэтому я в 9 классе мечтал пойти выучиться на машиниста. Но поскольку машинист из меня не вышел, а вышел преподаватель, мне и приходится удовлетворять своё романтическое влечение, играя в симулятор железной дороги.
Получилось так, что здесь и сейчас на моём хилом ноутбуке запустился только TRS 2009, и вот о нём и пойдёт речь дальше. Понимаете, ж/д-маньяки так устроены, что прелесть симулятора железной дороги для них состоит в том, чтобы увидеть в игре родные места и покататься на локомотивах, которые они видят чаще всего. Соответственно, для железнодорожных гиков из стран бывшего СССР вся романтика в том, чтобы увидеть наши замызганные, часто кое-как покрашенные электровозы и тепловозы. И вот тут начинаются проблемы. Для MSTS существуют сотни дополнений, сделанных русскими, украинскими, белорусскими моделлерами, которые отображают различные территории - от Карпат до Дальнего Востока. В случае с Trainz всё обстоит несколько сложнее. Так как версия 2010 вышла сразу же следом за 2009, при этом предлагала куда лучшую графику и куда более широкие возможности игры, русских-украинских дополнения для TRS 2009 почти что и нет. В этом и заключается моя печалька №1. Впрочем, с этим бы я ещё мог справиться.
Но есть и вторая печалька - звуки. Звуки, к сожалению, откровенно картонные. Локомотивы ИРЛ издают целую какофонию звуков, которая ласкает ухо любого транспортного маньяка. В данной же игре поезда либо угрюмо молчат, либо издают очень невзрачные и скромные звуки. Например, в игре присутствует паровоз "Big Boy" - один из крупнейших серийных паровозов мира. В реальности эти сорокаметровые здоровяки весом в 350 тонн издавали совершенно адские звуки - ревели, шипели, лязгали и грохотали, как Вельзевул, вырвавшийся из преисподней. В игре же этот паровоз, несмотря на свою крайне внушительную внешность, издаёт какое-то жалкое чух-чухканье, и лишь только гудок напоминает о том, каким монстром была эта машина ИРЛ. Да вы и сами посмотрите.
То же самое замечание - скудость и невыразительность звуков - относится и к другим локомотивам. Вы когда-то слышали, как шипят поезда, останавливаясь или готовясь к отправлению? Это шипит сжатый воздух в тормозных магистралях - и согласитесь, что в реальности шипит он очень громко, так, что с непривычки можно испугаться. В TRS же тормоза не шипят вообще. Проработка тормозной системы локомотива даже на уровне "Машинист" крайне низка. Например, тормоза имеют только три положения, при этом локомотивный и поездной тормоза никак не различаются между собой. В этом плане MSTS отличается в лучшую сторону - там и тормозные краны работают, и манометры тормозной магистрали, кстати, могут сослужить реальную службу при торможении состава. В TRS же этого всего, увы, нету. Так же не реализована ещё целая куча реально существующих вещей, которые присутствуют в МСТС - например, сигнализация машиниста, которая каждый определённый отрезок времени даёт сигнал, который надо выключить. Если машинист не выключает сигнал, система приходит к выводу, что управляющий ею человек стал недееспособен, и локомотив принудительно останавливается.
Открывание дверей - вообще отдельная тема. В МСТС народными умельцами давно реализован патч, который позволяет открывать/закрывать двери у всего подвижного состава (для пущего реализма), и делать в некоторых случаях ещё несколько ни на что не влияющих, но приятных мелких вещей. В ТРС 2009 этого, опять же, нету вообще. Мои замечания, кстати, касаются и маршрутов - большая часть зарубежных маршрутов на диво скучна, невыразительна и однообразна, там не на что посмотреть совершенно. Мне пришлось сравнить маршрут "На просторах Транссиба", сделанный русскими моделлерами, с остальными установленными маршрутами, и я вынужден сказать, что любительский маршрут по глубине проработанности и по красоте выгодно отличается от маршрутов, доступных по умолчанию. Впрочем, подозреваю, что этим грешит почти любая игра.
Это не крузис, конечно, но кое-чем графон похвастаться может - например, трёхмерной кабиной локомотива. К сожалению, как и в МСТС, большую часть этих кнопочек понажимать нельзя - хотя некоторые фанатские модели заскриптованы по самый потолок, вплоть до 100% реализма.
Из положительных аспектов Trainz Railroad Simulator 2009 стоит отметить разве что редактор маршрутов. Он настолько прост и доступен, что им может овладеть даже слепоглухонемой олигофрен. Свой собственный маршрут можно построить с помощью пары тычков мышкой, и только лень не позволила мне овладеть им. Конечно, такая простота и наглядность крайне удобны - в том же МСТС редактор карт представляет собой постоянно вылетающий хтонический пиздец. Из минусов встроенного редактора маршрутов Трейнз следует отметить лишь очень неудобное управление камерой и, опять-таки, малое количество отечественных путевых объектов.
К чему я так выше писал о реалистичных и аркадных симуляторах? Лично мне кажется, что и чрезмерно высокий, и чрезмерно низкий пороги вхождения в игру отпугивают от неё большую часть аудитории. Любая компьютерная игра, рассчитанная на более-менее массовую аудиторию, по-моему, должна быть одновременно достаточно простой, чтобы не отпугивать от себя людей, которые ищут развлечений и отдыха, и в то же время быть достаточно сложной, чтобы её управление не сводилось к четырём клавишам, и чтобы игроку было интересно узнавать какие-то новые нюансы и стороны игры. Для такой игры, к сожалению, представитель серии Trainz является чрезмерно упрощённым. Словом, всё сводится к моей любимой украинской поговорке - "що занадто, то не здраво".