До меня только недавно дошла, казалось бы, весьма простая и очевидная мысль. Те люди, которые декларируют идею "сильной руки" в управлении государством, и являются приверженцами вождизма в той или иной его форме, зачастую являются людьми психологически незрелыми, не готовыми и не желающими принимать решения и нести ответственность за свои слова и поступки. Они хотят, чтобы за них думал и делал что-либо глава государства - президент, монарх, Большой Брат, etc. Это очень выгодно для них, на самом деле - ибо если после смены власти окажется, что "великие стройки" оказались средством эксплуатации, всегда можно будет кивать на вождя: "Это ОН нас заставил, а мы-то что могли поделать".
Я пришёл к этой мысли в ходе наблюдений и бесед с нашим логистом. Он мне и рассказал, что он монархист, поклонник "сильной руки" и большой любитель Маккиавелли. Но при всём при этом он, как человек, всегда перекладывает ответственность за свои косяки на окружающих. "Я не сделал, потому что забыл, а то, что вы мне говорили, это всё хуйня, вы же не написали мне на е-мейл", - дежурная отмазка логиста в случае косяка на работе. А неумение признавать свои ошибки - признак отсутствия у человека внутреннего стержня, и размытых внутренних границ. И странно, что два кусочка мозаики в виде психологической незрелости человека и его преклонении перед жёсткими руководителями (которые, возможно, являются архетипичными фигурами отца), сложились в моей голове воедино только сейчас. Таким людям не нужна демократия, они не созрели для неё. Образно говоря, в то время, как психика полностью сформировавшейся и развитой личности находится на этапе новейшей истории, психику людей незрелых можно сравнить со средними веками. Точно так же, как невозможно средневековому монаху объяснить недопустимость сожжения людей, так и нельзя такому незрелому человеку объяснить преимущества демократии. Этому монаху вы будете цитировать Руссо, Монтеня и Кампанеллу, а он будет вам рассказывать про Святого Августина и ссылаться на какой-нибудь "Молот ведьм".
Но это не страшно, пусть живут себе в своём мирке, упиваясь планами построения империй. Страшно то, что они, сами будучи слабыми и безответственными, экстраполируют свою слабость на всех вокруг, всех считая такими же, как и они. Что и рождает с их стороны патетические восклицания в духе: "Разве нужна нам европейская лояльность? Нет, нам твёрдый правитель нужен, которого все граждане бояться и уважать будут!" (с) наш логист.