Первая Мировая война - тема крайне непопулярная у игроделов по ряду неизвестных мне причин. Какие вообще существующие игры затрагивают тему ПМВ? Польский шутер Necrovision, где в окопах проходит только первая пара уровней, а дальше начинаются зомби-немцы, упыри, ад, говно, погибель и прочий Пэйнкиллер. Есть онлайн-шутер Verdun. Ещё есть модификация для Battlefield 1942, которая так и называется - Battlefield 1918, и отнести её можно тоже к онлайновым. Valiant Hearts: The Great War - одна из немногих хороших игр про ПМВ, квест с годным и душещипательным сюжетом. Darkest of Days - ладно, её тоже вспомним, хотя в сеттинге Первой Мировой там только пара уровней. Относительно недавно вышла Battle of Empires : 1914—1918, стратегия на основе игры "В тылу врага 2". И ещё нельзя не упомянуть симулятор субмарины Первой Мировой войны "1914: Shells of Fury", который также гуглится по русскому названию "Под Андреевским флагом". Ну и напоследок назову две игры, о которых знают только самые упоротые поклонники сеттинга ПМВ - инди-игра "1916: The War You Never Knew" и флеш-игра Warfare 1917, которая, несмотря на всю свою флешовость, на удивление годная и атмосферная.
Так вот, несмотря на то, что игр по теме вроде бы много, на самом деле их можно пересчитать по пальцам двух рук. Другое дело Вторая Мировая война - если начать перечислять игры, затрагивающие ВМВ и ВОВ, можно сбиться со счёта где-то в конце третьего десятка. И вот наконец-то свершилась! Вышел однопользовательский шутер с сюжетной кампанией, который целиком посвящён Первой Мировой войне. И это на удивление ХОРОШАЯ игра, несмотря на ряд косяков, о которых ниже. Разработчики явно делали расчёт на любителей разных игровых жанров, и благодаря этому мы можем и на танке прокатиться, и на самолёте полетать, и в окопах посидеть.
Игра рассказывает нам пять историй пяти разных людей на разных фронтах. Мы будем штурмовать Камбрэ на британском танке Mk.V, летать над Францией на биплане "Бристоль", штурмовать горы, захваченные австро-венграми, в составе элитного итальянского спецподразделения "Ардити", атаковать турецкий порт Галлиполи под прикрытием морской артиллерии, и, наконец, устраивать партизанскую войну османам в Аравийской пустыне под командованием Лоуренса Аравийского. Графика, физика, освещение в игре просто шикарные. Танк реалистично месит гусеницами дерьмище Западного фронта, снося стальным корпусов брёвна брустверов и проволочные заграждения, взрывы снарядов вздымают кучи земли вместе с людьми, огонь и дым по-настоящему снижают видимость до нуля, а заглядывая в тёмные помещения с солнечной улицы, поначалу ничего не видишь. Во всё происходящее на экране веришь, как будто сам там находишься, и даже не возникает желание усомниться в реалистичности происходящего.
Проработка уровней в игре тоже на высоте. Фактически, возможны два варианта прохождения - либо скрытно подкрадываться к врагам со спины и вырезать их блокпосты, либо с пулемётом наперевес ломиться прямо в лоб. Причём и тот, и другой варианты одинаково действенны, но не всегда просты, ибо враги не стоят на местах. Во все здания на поле боя можно заходить и вести огонь оттуда - либо же прятаться внутри от вражеских патрулей. Но надо быть очень осторожным, ибо если враг вас заметил, и у него есть артиллерия, то первый же снаряд сложит ваше укрытие, как карточный домик. Поэтому здания лучше всего использовать в качестве укрытий, но не стоит забывать, что враги, которые что-то заподозрили, могут и будут обыскивать здания! И вот это меня радовало больше всего, ибо после Call of Duty, где прохождение каждой миссии строго линейно, и нет возможности забежать в какой-то закрытый дом, чтобы перевести дыхание, наличие этой механики в Battlefield было как глоток свежего воздуха. А ещё, что меня обрадовало больше всего, можно зайти с тыла, вырезать втихаря охранение, пробраться к орудиям и разнести вражеский лагерь в клочья! А если повезёт, можно даже захватить танк - к слову, именно так я проходил одну из миссий в пустыне. Снял снайпера на вышке, затем убил караульного возле танка, сел в танк и влепил первый же снаряд прямо по позициям османской артиллерии. Рвануло знатно. Добить остававшихся пехотинцев было делом полутора минут.
От бесконечных восторгов перейду к тому, что мне в игре не понравилось. А не понравилось мне, в частности, наличие довольно аркадных боссов с явственными полосками ХП. Немецкие дирижабли над Лондоном, ИРЛ вспыхивавшие как сухой хворост от пары очередей трассирующими пулями (а что вы хотели, водород очень взрывоопасный газ), в игре настолько толстожопы, что я просто фалломорфировал. Их не берут толком даже ракеты, и вообще, уничтожить их очень трудно. Да, на самолёте в них лучше не врезаться, ибо миссия будет провалено. А вот в другие истребители врезаться можно, от этого ваша машина только немного ХП потеряет, но не взорвётся. И ремонтироваться можно прямо в воздухе, что тоже не очень мне понравилось. Я бы высоко оценил систему повреждений как в игре "Ил-2 Штурмовик", где реализовано раздельное повреждение модулей - крыльев, закрылков, топливного бака, двигателя и т.д. Но с другой стороны, нельзя требовать от шутера реалистичности настоящего симулятора.
Также у меня, как у настоящего зануды и историкоёба, есть претензии к исторической достоверности игры. Немцы, австро-венгры и османы, например, летают исключительно на трипланах "Фоккер Dr.I", а у немцев они ещё и все красного цвета. Я понимаю, "Эскадрилья Лафайет" хороший фильм, но если верить официальным источникам, к созданию этой игры привлекали специалистов по ПМВ - так неужели нельзя было реализовать несколько моделей истребителей? В результате же мы в миссии за пилота без зазрения совести сбиваем сотни Красных Баронов. Хотя логика подсказывает, что если бы у Германии было столько асов, как Рихтхофен, война бы закончилась, даже не успев толком начаться. То же самое касается танков. В миссии "Сквозь грязь и кровь" наш танк в одиночку уничтожает чуть ли не половину всех немецких танковых войск того времени. В частности, танков A7V мною было уничтожено в этой миссии около 10 штук, при том, что ИРЛ их было выпущено всего 21 штука. А танки "Рено" FT-17, которые также юзают все Центральные державы, во время Первой Мировой войны были только у Франции (основной оператор). Уже после окончания войны эти машины приняла на вооружение армия США, став, таким образом, первой иностранной армией, которая получила эти машины. То бишь в 1918 году танки "Рено" никак не могли быть на вооружении ни у Германии, ни у Османской империи. И если наличие этих танков у Германии можно списать на то, что это захваченные в боях машины, то наличие FT-17 у турков, которые с французской армией вообще не сталкивались в боях, можно списать только на бурную фантазию разработчиков.
Единственным по-настоящему крупным недостатком является один момент в ходе Галлиполийской операции, когда мы в одно рыло захватываем целый османский форт. И это весьма капитальный проёб даже не только с точки зрения истории, сколько с точки зрения логики. Потому что после пролога, где нам ярко демонстрируют, насколько ничтожна человеческая жизнь в военной мясорубке, быть в шкуре Рэмбо откровенно неуютно и вызывает внутренний протест.
Несмотря на имеющиеся минусы, я могу сказать, что игра охуенная. Даже несмотря на то, что прохождение кампании занимает от силы три часа реального времени. Атмосфера передана шикарно, оружие выглядит и звучит потрясающе, да и бои выглядят весьма впечатляюще. Конечно, у игры целая куча недостатков, и я перечислил ещё не все - но я, честно говоря, готов простить их игре все, и даже с запасом. В конце-концов, это первая игра в своём роде, и надо сказать, что пустовавшая ранее ниша однопользовательских шутеров про Первую Мировую войну получила достойного первопроходца.