Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Сейчас читаю мемуары Вильгельма Кейтеля, начальника штаба верховного командования вермахта. Кейтель был повешен в Нюрнберге в 1946-м году. Как и всем подсудимым, ему пришили преступления против человечества и едва ли не все смертные грехи разом. Почему я говорю "пришили" - некоторых подсудимых действительно осудили за дело; например, Юлиуса Штрайхера, о котором даже его соратники по НСДАП говорили, что он позорит облик национал-социализма, или того же Кальтенбруннера. Но Кейтелю многие преступления именно "пришили" - он просто попал под раздачу, до кучи.

Почему я так считаю? Да потому что все свидетели и подсудимые на Нюрнбергском процессе, которые знали Вильгельма Кейтеля по посту начальника штаба ОКВ, без обиняков называли его "солдафоном", "кивающим ослом" и "рабочей скотинкой". За точность цитаты не ручаюсь, но примерно так. И в своих мемуарах Кейтель писал, что никогда не принимал участие в политических интригах и чувствовал себя гораздо комфортнее в полевой работе - на учениях, смотрах и при реорганизации рейхсвера - нежели в штабе. Сам же он о себе говорил, что добросовестно заблуждался, доверяя Гитлеру, и не важно, вина это или трагическое стечение обстоятельств. Так же он и принял приговор - как честный солдат, не желающий, чтобы напоследок его обвинили в трусости. "Высшее руководство не имеет права уклоняться от ответственности за собственные ошибки и заблуждения".

Лично я больше верю Кейтелю, а не пропагандонам союзников, поскольку им было важно максимально очернить своих политических противников. А Кейтелю уже был вынесен смертный приговор, и ему абсолютно ничего не светило - не светила даже замена повешения, позорного для военного, расстрелом. Посему лгать в своих мемуарах или как-то обелять себя у него не было никаких причин. Впрочем, если бы в той войне победил нацизм, мы бы сейчас точно так же негативно и предвзято относились бы к Пэттону и Жукову.

@темы: книжное, рейхоёбство