Не встававший на колени - стану ль ждать чужих молений? Не прощавший оскорблений - буду ль гордыми прощён?
Брюс Стерлинг, Уильям Гибсон "Машина различий"

Всё время, когда я читал эту книгу, я не мог отделаться от гадкого впечатления, которое производила на меня Сибил Джерард. Да, она магазинная воровка, да, она проститутка - но не о том речь. Можно было бы выписать охуенную историю проститутки, стремящейся ввысь по социальной лестнице, дабы натянуть глаз на жопу обывательской морали, и показать, что проститутки - не просто куски мяса для удовлетворения чьей-то похоти. Но нет же! Она мелочная, глупая, меркантильная, истеричная женщина, просто стереотип на стереотипе. Дочка революционера-луддита, получившая отличное воспитание, по логике вещей, должна была получить и кое-какие знания. Вместо этого авторы, противореча сами себе, изображают "типичную женщину" в представлении среднестатистического мужчины - ревнивую, жадную, глупую, которую волнуют только шмотки и мужики. Это клишированное создание вечно жалуется своему мужику на всё вокруг, и играет роль скорее довеска при нём, чем самостоятельного персонажа. Сама по себе она не может и не умеет ровным счётом ничего.
Она не пытается быть самостоятельной.
Она не хочет развиваться.
Она не хочет ровным счётом ничего - только красивой жизни и шмоток, причём не за свои деньги, а за счёт своего мужика.
Она хочет ревновать, устраивать истерики, спорить из-за хуйни и придираться к словам.
Это даже не самостоятельный персонаж - это концентрированный сгусток сексизма авторов.
Зато мужской персонаж - Майкл Рэдли - воплощение всех "типично мужских" качеств. Он и ловкий, и смелый, и хуй знает ещё какой круто. Короче, наделён всеми достоинствами "настоящего мужика".
Серьёзно, у меня сложилось такое впечатление, что авторы начитались пабликов типа "Институт благородных девиц" и "Психология отношений" - если бы в 1990-м году, когда был написан этот роман, были эти паблики. Да и в целом, несмотря на атмосферу стимпанка, которую я так люблю, роман мне не понравился. Интересно было только тогда, когда из-за подземных выбросов в Лондоне начались беспорядки и анархия - вот это было круто, движуха еее каеф. Все же остальные сюжетные части прочитал чисто по инерции.

Владимир Короткевич "Христос приземлился в Гродно"

I FUCKING LOVE KOROTKEVICH

За что я не берусь у этого писателя - за готические романы или за исторические произведения - всё мне заходит на отличненько. Так и с "Христом". Короткевич написал резко антиклерикальную вещь, при этом провёдя параллели со Святым Писанием. Так, Иисус со своими апостолами - это обычные артисты-самоучки, мелкие мошенники и воришки, личности, на первый взгляд, с явными мелкоуголовными наклонностями, и поначалу ничуть не привлекательные. Однако жизнь их берёт в такой переплёт, и заставляет увидеть такие вещи, что вчерашние любители пожрать и выпить на халяву внезапно преображаются. В результате Юрась Братчик действительно преображается в Христа - бичует торговцев, изгоняя их из храма, раздаёт беднякам еду и золото, и поднимает меч на зажравшихся отцов церкви - как православных, так и католиков. Мне очень сложно рассказывать об этой вещи и не спойлерить её, я бы хотел рассказать куда как больше, но опасаюсь, что расскажу весь сюжет. Могу сказать лишь то, что общая мысль мне напомнила "Великого инквизитора" Достоевского - если бы Мессия действительно пришёл на землю, официальная церковь вновь распяла бы его, ибо, как у Достоевского, так и у Короткевича, святые отцы давно продались Сатане. Мысли у этих "священников" лишь о том, как ограничить людей, обдурить у них, отнять у них не только хлеб, но даже и свободу мысли - при этом внушая им, как хорошо и просто жить в лоне церкви, не думая ни о чём. "Христос приземлился в Гродно" - роман вне времени, как и "Великий инквизитор", ибо церковь так и не изменилась за века. Если раньше епископы и кардиналы ходили в парче, ели перепелов и силой своей власти брали чужих жён, то сейчас они носят часы "Брегет" и ездят на "Лексусах", не изменив свою лживую риторику даже на пол-слова.