Недавно вышла в свет книга современной украинской писательницы Натальи Доляк "Загублений між війнами" ("Затерянный между войнами"). Роман сей повествует о совершенно уникальном человеке - Юрии Покосе (литературный псевдоним - Юрий Будяк). О самой книге я сейчас скажу пару слов, а дальше речь пойдёт собственно о её главном герое. Так вот, эта книга хороша уже тем, что раскрывает - пусть и несколько приукрашенно - историю такой персоны в истории Украины, которая, безусловно, достойна упоминания, но о которой мало кто знает даже среди украинцев, не говоря уже об иностранцах. Поэтому стоит помнить о том, что книга хорошая и достойна прочтения - я это говорю со всей прямотой человека, который, мягко говоря, настороженно относится к современной литературе, в том числе и украинской. Но я изменил бы себе, если бы не начал придираться к мелочам, ведь правда? Так вот, писательница две трети книги уделила именно англо-бурской войне, при этом сам Покос как главное действующее лицо мелькает за всё это время буквально десяток-другой раз, и то - в эпизодах. А дальше всё идёт галопом по Европам - вот он в Англии, вот он в Украине, а вот уже он революционер, а вот уже сидит в лагерях. Вообще складывается впечатление, что Наталья Доляк довольно свободно оперирует временными промежутками, да так, что я даже местами выпадал в осадок от временных интервалов. Это выглядит примерно так - вот идёт текст, вот абзац один, другой, третий, а четвёртый абзац уже внезапно описывает события, происшедшие несколько дней спустя. Причём в тексте довольно мимолётно указывается, что прошло сколько-то там времени. Один важный сюжетный поворот вообще происходит спустя десять дней после подробно описываемых до него событий, и это в тексте тоже особо не выделяется. Просто вот написано - этот важный поворот случился десять дней назад. В этот момент я даже перечитал последние несколько абзацев, думая, что я что-то упустил. Однако нет. Не знаю, то ли рукопись была сокращена, то ли издатель подгонял, но факт остаётся фактом - временные пробелы порой меня шокировали. А вообще книга мне очень понравилась.
Итак, Юрий Покос. Почему я сравнил его с
Габриэле д'Аннунцио? Потому что он был такой же многогранной личностью, как и этот итальянский деятель - солдат, революционер, писатель, учитель, политик. Даже несмотря на то, что о его жизни осталось крайне мало сведений, достоверно известно, что Покос участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, чуть было не поступил в Оксфордский университет, учил крестьянских детей в им же открытой школе в его родном селе Красногорке в Полтавской губернии, участвовал в революции 1905 года, Первой Мировой войне, работал в правительстве Украинской Народной республики... но обо всём по порядку.
Чуть ли не единственная фотография Юрия Покосачитать дальше >>>
О детстве и отрочестве этого человека известно крайне мало; достоверно известно лишь то, что Юрий Яковлевич Покос родился в 1879 году в селе Красногорка Полтавской губернии (это село существует и поныне в Полтавской области). Когда Юре было пять лет, его отец, плотник по профессии, скончался, и будущий писатель с малых лет был вынужден зарабатывать себе на хлеб, чтобы прокормить и себя, и свою мать. Он путешествовал по Украине, бывал в Днепропетровске (тогдашнем Катеринославе), Крыму и на Кавказе, и брался за разные работы - был и пастухом, и грузчиком, и жестянщиком, и аптекарем. Во время своих путешествий много читал и экстерном сдал экзамены за гимназический курс.
Будучи на Кавказе, Юрий узнал об отправке добровольцев из Российской империи на англо-бурскую войну 1899-1902 гг. Будучи авантюристом и мечтателем, он не смог пройти мимо такого шанса, и, пройдя необходимую подготовку в одном из полков российской армии, вместе с остальными добровольцами отправился в Трансвааль. По некоторым сведениям, Юрий Покос взял в плен самого Уинстона Черчилля, который тогда работал военным корреспондентом газеты "Морнинг пост". А дело было так - бронепоезд с Черчиллем на борту под командованием капитана британской армии Холдейна направлялся на разведку бурских позиций (а эти ребята очень любили взрывать железнодорожные линии, да и вообще, именно во Вторую англо-бурскую шире всего применялась тактика уничтожения транспортных магистралей, что очень радовало британских военных железнодорожников). Бронепоезд обстреляли буры из пушек, попутно перекрыв ему путь назад, что и привело к тому, что поезд сошёл с рельс. Капитан Холдейн отдал приказ погрузить раненых на паровоз, отцепив все остальные вагоны, и отправить их в тыл, а сам со своими подчинёнными и будущим премьер-министром Великобритании остался сдерживать наступление буров. Однако в конце-концов англичан всё-таки взяли в плен и отправили в лагерь для военнопленных. Между тем, буры косо поглядывали на своих пленников, и норовили пустить их в расход вопреки всем конвенциям и декларациям - потому что если кто не знает, то концентрационные лагеря изобрели и активно использовали именно британцы против буров. Смертность в этих лагерях была огромной, причём без всякого злого умысла - англичане, может быть, и не собирались убивать мирное население, но они сами умирали от голода, перепадов погоды и болезней, чем и портили мировой имидж британской короны. Короче, всех пленных англичан, включая и капитана Холдейна, буры таки расстреляли, но Черчиллю удалось убежать. Возможно, к его спасению приложил руку и наш герой, Юрий Яковлевич Покос.
Впрочем все эти данные подтверждаются только воспоминаниями украинского писателя Василия Минко, которому Покос якобы рассказывал о своих южноафриканских приключениях; ни в воспоминаниях Черчилля, ни в записных книжках самого Покоса этот факт почему-то не упоминается.

Памятный знак в ЮАР на том самом месте, где был захвачен в плен бурами Уинстон Черчилль

Молодой Черчилль в годы Второй англо-бурской войны похож на Ляшко, лол
У этой истории есть продолжение - что семья Черчилля, благодарная спасителю их сына, оплатила Покосу обучение в Оксфорде, однако тот вежливо отказался, сославшись на своё плохое знание английского языка. После этого где только Юрия не носило - перед тем, как вернуться на родину, он успел побывать в США, Франции, Италии, Турции и на Балканах. Вернувшись в родное село, он открыл в нём школу - так как ближайшая школа находилась у чёрта на рогах, и многие дети из Красногорки не получали образования банально потому, что родители не могли позволить, чтобы их сын или дочь пол-дня где-то шастал вместо того, чтобы помогать по дому. Свою учительскую деятельность он описал в автобиографическом произведении "Записки учителя 1899–1906". Начиналась революция, в воздухе витали вольнодумческие тенденции, и всегдашний авантюризм Покоса вынудил его ехать в Киев, поближе к революционным событиям. Какое-то время он был на мелкой подпольной работе, а потом его арестовали жандармы. Благо, Юрий Яковлевич не успел глубоко проникнуть в революционную работу, да и был-то он на подхвате - поэтому ему удалось избежать виселицы и ссылки в Сибирь, и он отделался только коротким сроком заключения. Сколько и где сидел Юрий Покос - об этом история, увы, умалчивает.
В 1914 году он был призван на фронт - как раз началась Первая Мировая война. Повоевать он успел недолго - получил тяжёлое ранение в живот, был госпитализирован и отправлен в тыл. Для окончательного выздоровления его направили в Одесский военный госпиталь, где он в 1916 году поступил в школу прапорщиков, желая стать военным офицером. Однако из-за ранения, которое давало о себе знать, не смог её окончить и был уволен с военной службы как более непригодный.
Начиная с самого 1905 года Российскую империю, которая трещала по швам, захлёстывали митинги, шествия и протесты - всё больше и больше порабощённых народов заявляли о своей национальной идентичности. Конечно, украинцы не оставались в стороне. Постепенно освободительное движение в разных частях империи набирало обороты, и только усиливалось, чем дольше шла Первая Мировая. В апреле 1917 года главой Украинской центральной рады (фактически, правительства УНР) был избран историк Михаил Грушевский, а его заместителем - писатель Владимир Винниченко. 8 ноября 1917 года началась Украинская революция - когда на Софиевской площади Киеве, возле памятника Богдану Хмельницкому, собралась многотысячная манифестация сторонников отделения от России и создания Украинской Народной республики (УНР). Был там и Юрий Покос. А уже 20 ноября было провозглашено создание независимой Украинской Народной республики, с восьмичасовым рабочим днём, отменой смертной казни и введением автономии для национальных меньшинств - согласитесь, для того времени более, чем хорошо. Покос по протекции своего хорошего друга и коллеги Владимира Винниченко тоже попал в состав УЦР. Однако, не будучи честолюбивым, Покос не стремился к головокружительной карьере - да и не было для этого времени. В декабре 1917 года началась советско-украинская война и украинские земли были оккупированы РСФСР, превратившись из УНР в УССР, Украинскую Советскую Социалистическую республику.
При советской власти Юрий Покос состоял в литературной организации "Плуг", которая включала в себя пролетарско-колхозных писателей. Члены этой организации воспевали сельскую жизнь, брали курс на массовое распространение художественной литературы среди крестьян, популяризацию печатного слова и всё такое. Кстати, в число "плужан" входил в своё время и Владимир Сосюра, о котором я писал ранее. Однако больше, чем про село, Будяк-Покос писал разные детские сказки и стишки. Сейчас о нём почти не помнят, а вот в двадцатые годы вышло целых десять его сборников стихов и сказок для малышей.
В 1922 и 1924 году Юрия Яковлевича арестовывали чекисты по обвинению в контрреволюционной деятельности. Уж как он отвертелся от расстрела в те времена, я ума не приложу, однако не стоит забывать, что он был всё-таки известным писателем. Однако вся известность и популярность среди читателей и в литературных кругах не смогла его спасти от сталинских репрессий. 1 февраля 1935 года Покоса арестовали и приговорили к пяти годам концлагерей. Чтобы наверняка вломить ему срок и превратить писателя во врага народа, ему припомнили вообще всё - и его участие в Украинской революции, и работу в "националистической украинской прессе", и знакомства с писателями Григорием Косынкой и Сергеем Пилипенком, которых арестовали и расстреляли ещё в 1934 году. Заодно Покосу впаяли "террористическую деятельность" - чтобы уже наверняка. Он отбывал наказание сначала в Карагандинском лагере НКВД, потом был этапирован в Воркутинский, а следом - в Ухто-Печорский лагерь. Каким-то чудом он сумел там выжить, и ещё большим чудом ему не накинули ещё один срок - Варлам Шаламов писал, что в 30-е годы это было обычной практикой, когда заключённым, у которых заканчивался срок, начинали шить ещё одно дело, лет так на десять или пятнадцать сразу. Однако Покос освободился из сталинских лагерей в 1940 году и вернулся в Киев. Большего его организм вынести не смог, и Юрий Яковлевич Покос скончался 28 сентября 1942 года в оккупированном немцами Киеве.
Вот такая вот нелёгкая судьба выдающегося человека, который успел многое повидать и много где отметиться. Жаль, что сейчас память о нём почти пропала. Поэтому, наверное, посвящаю этот пост всем таким вот "людям эпохи Возрождения" - уникальным, по своей сути, личностям. Dixi.
Но я постаралась дочитать, да!)
Я стараюсь датами не очень разбрасываться, потому что это действительно расхолаживает читателя; но в иных случаях без них не обойтись. Если бы я рассказывал это ИРЛ, то дат было бы ещё меньше х)
Почти все дочитала. Но я уже уставшая очень и какая-то убитая несколько. Поэтому не доконцентрировалась, прости.)